Информация для родителей по иммунологии

Вакцинопрофилактика

Наши специалисты порекомендуют вакцину и сделают все необходимые детские прививки Вашему малышу. Иммунизация считается одной из важнейших мер, направленных на профилактику ряда наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
В настоящее время по поводу иммунизации ведутся дискуссии между педиатрами, иммунологами и другими врачами. Обсуждаются сроки вакцинации, способы её проведения, разнообразные схемы применения прививок, рациональность введения той или иной вакцины. Опыт показывает, что благодаря вакцинации формируется иммунная прослойка, то есть невосприимчивая к инфекционным агентам часть населения.

Механизм действия вакцины следующий: введение в организм ослабленных штаммов микробов или их токсинов ведет к выработке иммунитета против инфекционных агентов так, как это происходит при заболевании. При повторном попадании в организм возбудителей болезнь либо не развивается, либо протекает в легкой форме. Следует отметить, что невосприимчивость организма к микробам формируется только при строгом соблюдении схем иммунопрофилактики.

Для вакцинации применяют вакцины, в которых микроорганизмы ослаблены по своим патогенным свойствам, и анатоксины (в состав препарата входит только бактериальный фактор патогенности).

Вакцинопрофилактика проводится согласно национальному календарю детских прививок для профилактических целей. В нашей стране обязательной является вакцинация против 9 инфекций (см. ниже). В других странах перечни необходимых детских прививок могут различаться. Это обусловлено прежде всего эпидемической ситуацией в конкретном регионе. Сроки проведения прививок обусловлены возможностью реализации полноценного иммунного ответа организма ребенка на фоне вакцинации.

Подробнее об инфекциях.

ХИБ-инфекция

Инфекция, вызванная Haemophilus influenzae тип b (ХИБ-инфекция) больше представляет опасность для детей в возрасте до 5 лет.

Возбудитель Хиб-инфекции является причиной тяжелых гнойных менингитов, эпиглотитов, сепсиса, пневмоний, отитов, артритов и др. Эти формы инфекции могут вызывать различные осложнения : задержку умственного и моторного развития, снижение слуха (вплоть до полной глухоты), нарушение двигательной активности и др.

Каждый год в России заболевают ХИБ- менингитом до 1200 детей. Но чаще всего гемофильная палочка является причиной постоянных ОРЗ, которыми болеет ребенок, начиная ходить в ясли и детский сад.

Возбудитель передается воздушно – капельным путем от больного человека или носителя инфекции при разговоре, кашле, чихании, со слюной, через игрушки и предметы обихода. Источником инфекции для маленького ребенка становятся взрослые или старшие братья и сестры, которые являются носителями инфекции и чувствуют себя здоровыми.

Риск заболевания гемофильной инфекцией выше у детей в возрасте 6–12 месяцев, находящихся на искусственном вскармливании, детей, посещающих или готовящихся посещать детские дошкольные учреждения.

Начинать вакцинации детей целесообразно с 3-ех месячного возраста по схеме, состоящей из трех прививок с интервалом в 1 месяц. В возрасте 18 месяцев необходимо провести однократную ревакцинацию Вакцинацию можно проводить в возрасте от 6 до 12 месяцев : две прививки с интервалом в 1–1,5 месяца с последующей ревакцинацией в 18 месяцев. В случае начала проведения иммунизации в возрасте старше 12 месяцев достаточно одной прививки (без последующей ревакцинации). Вакцина против гемофильной инфекции может вводиться одновременно с любыми другими вакцинами, за исключением живых вакцин: корь, краснуха, паротит.

Менингококковая инфекция

Возбудителем менингококковой инфекции является грамположительный диплококк Neisseria meningitides. Более 50% от общего числа заболевших составляют дети до 5 лет . Клинические проявления: от назофарингита (воспаление слизистой оболочки носа и зева) и бактерионосительства до распространенных, тяжело протекающих в форме менингококкцемии (наличие менингококковой инфекции в крови), менингита и менингоэнцефалита (воспаление оболочек головного мозга). Период клиники назофарингита (который не отличается от проявлений простого ОРЗ) до возникновения тяжелого менингита, менингококкцемии может занять 1- 3 дня. От менингококкцемии летальный исход может наступить от 6 – 48 часов от начала болезни.

Возбудитель передается воздушно – капельным путем от больного человека или носителя. Часто дети раннего возраста заражаются от родителей, близких родственников, которые являются либо носителями, либо больными локализованной формой инфекции. У детей первого года жизни — высокий процент летального исхода.

Иммунизация против менингококковой инфекции также формирует иммунный ответ на таких возбудителей как Streptococcus pyogenes (возбудитель острых и хронических инфекций носоглотки) , Staphylococcus aureus(возбудитель заболеваний носоглотки, остеомиелитов, эндокардитов, заболеваний кожи). Т.е., если ваш ребенок страдает хроническими заболеваниями лор — органов и дыхательных путей целесообразно привить его менингококковой вакциной.

Вакцинация проводится начиная с 18-месячного возраста до 8 лет. Для вакцинации требуется всего одна доза вакцины. Длительность иммунитета составляет 3-5 лет. Допустимо одномоментное введение с другими вакцинами, за исключением живых: корь, краснуха, паротит.

Пневмококковая инфекция

Возбудителем пневмококковой инфекции является бактерия Streptococcus pneumoniae. Является источником таких заболеваний как: менингит, пневмония, острый бронхит, средний отит, синусит, заражение крови.

Пневмококковая инфекция передается воздушно-капельным путем.

Ежегодно от пневмококковой пневмонии в мире погибает до 600 тысяч детей младше 5 лет. Чаще всего пневмококковая инфекция встречается среди новорожденных и детей в возрасте до 5 лет. Дети посещающие ясли и детские сады , взрослые страдающие хроническими заболеваниями дыхательных путей являются источником инфекции для новорожденных и детей младшего возраста в семье и могут быть причиной угрожающих жизни состояний, таких как: менингит, сепсис и пневмония. После перенесенного пневмококкового менингита 60% выживших малышей страдают от серьезных осложнений – таких как глухота или задержка в развитии.

В странах Европы и США вакцинация против пневмококковой инфекции проводится у детей, начиная с первых месяцев жизни.
Однократная вакцинация, начиная с 2 лет, защищает на срок около 5 лет, при необходимости прививку можно повторить.

Если ваш ребенок страдает хроническими заболеваниями лор — органов и дыхательных путей целесообразно привить его пневмококковой вакциной.

Я прививок не боюсь…
Уважаемые родители, эта информация поможет Вашему ребенку легче перенести прививку и значительно снизить риск возможных осложнений.

За три – четыре дня до прививки
1. Не вводите ребенку новый прикорм.
2. Если ваш ребенок – на грудном вскармливании, старайтесь не есть новой пищи (рыбы, орехов, молока и шоколадок) и не принимать лекарств, особенно потенциально аллергенных – антибиотиков, противогрибковых, витаминов.
3. Если врач назначил подготовку к прививке (если ребенок болен какой-либо болезнью и требует особых условий вакцинации), не забудьте дать ему предписанные препараты.
4. Не ездите на отдых, не выезжайте за пределы города, старайтесь, что ребенка не искусали комары-мошки.
5. Не приглашайте в дом гостей с маленькими детьми, особенно до трех лет.
6. Не меняйте порошки для стирки
7. Не поднимайте панику из-за скорой прививки.
8. За день до прививки начните измерять ему температуру утром и вечером, больше не нужно

В день прививки
Проверьте, есть ли в вашей аптечке жаропонижающие для детей, желательно в свечах или сироп без ароматизаторов, так меньше риск получить реакцию. Расскажите ребенку о предстоящей процедуре подробно (по возможности), но не пугайте его прививкой – не грозите ею как наказанием. Подробно опишите, для чего и как будут делать прививку, не обманывайте ребенка, что будет не больно, но попросите его быть храбрым – детям нравится это. Примите успокоительное, если вы нервничаете.

Перед выходом из дома
Проверьте, не забыли ли вы паспорт и полис, свидетельство о рождении и снилс, его прививочный сертификат. Возьмите с собой платочки и пеленку, чтоб постелить ребенку, его любимую игрушку или книгу, Продумайте маршрут так, чтобы меньше было вероятности подцепить инфекцию, избегайте большого скопления людей (общественный транспорт, супермаркеты и т.д.).

Перед прививкой
Пройдите осмотр у педиатра и не стесняйтесь заострять внимание врача на всех по вашему вниманию значимых вещах – цвете и состоянии кожи, горле и носике, животике, стуле и прочем. Померьте температуру в кабинете врача. Подробно расспросите – какой вакциной, от каких именно инфекций, расспросите как проводить профилактику осложнений, на что обратить внимание. Если доктор не дал медицинского отвода от прививки, смело с малышом отправляйтесь в прививочный кабинет.

В прививочном кабинете
Успокойтесь сами и успокойте ребенка, говорите с ним ласково и как будто ничего не происходит, иначе ваше волнение будет передаваться ребенку, улыбайтесь. Медсестра, проводящая прививку, должна при Вас вскрыть ампулу с вакциной и набрать ее в шприц. Во время процедуры плотно зафиксируйте ребенка. Не ругайте и не стыдите малыша за то, что он плачет после укола. Постарайтесь его побыстрее успокоить.

Первое время после прививки
Не уходите сразу после прививки из поликлиники, подождите с ребенком 30 минут, это время необходимо для оценки состояния ребенка после процедуры. Внимательно следите за ребенком и говорите с ним – при затруднении дыхания, появлении одышки, бледности или синюшности, при нарушении поведения и прочих тревожных симптомах немедленно обратитесь к медсестре или врачу. Спустя полчаса можно отправляться домой, ребенку старшего возраста в знак вознаграждения за мужество и терпение можно купить небольшой сюрприз.

После возвращения домой
После вакцинации внимательно следите за температурой тела, при повышении ее выше 38,5 °с можно дать ребенку жаропонижающее, если температура ниже – достаточно его обильно поить, можно обтирать ребенка водой комнатной температуры. Не давайте часто жаропонижающие, если температура высокая или не сбивается, лучше вызвать скорую помощь. Не стоит заранее давать ребенку жаропонижающих. Если малыш не лихорадит, можно жить обычной жизнью.

Первые три дня после прививки
Следите за температурой тела, если врачом предписан прием препаратов для болеющих детей – принимайте их, если не предписано и нет температуры, не нужно давать жаропонижающих или антигистаминных. Ребенка можно купать, можно с ним гулять, но желательно в малолюдных местах. При лихорадке ребенка не купают, но его можно умыть или обтереть полотенцем. При появлении красноты и уплотнения категорически нельзя накладывать на место укола водочные, спиртовые или компрессы с мазями.
После проведенной прививки против полиомиелита (при введении вакцины через рот) не давайте ребенку в течение 1 часа никакой еды и напитков.

После пробы Манту — можно аккуратно искупать малыша, стараясь не сильно намочить и не тереть губкой или мочалкой место реакции. Если оно намокло, необходимо легко промокнуть место салфеткой. Не позволяйте ребенку чесать место укола!
После третьего дня на эти вакцины реакции быть не может, если лихорадка длится больше трех дней, это явно не прививочная реакция, необходимо обратиться к врачу.
Также необходимо помнить, что если первые прививки прошли без реакций, это вовсе не значит, что последующие могут быть такими же, реакция организма зависит от многих факторов и необходимо внимательно относиться к подготовке.